Федеральная целевая программа «Русский язык» на 2011 – 2015 годы
ПРОГРАММА ПРОВЕДЕНИЯ АПРОБАЦИОННОГО СЕМИНАРА
по результатам реализации проекта «Разработка и внедрение мультимедийного контента материалов по русской поэзии XIХ–XX веков для изучения русского языка как неродного и формирования интереса к русскому языку через поэтическое слово»
2013
СОДЕРЖАНИЕ
1. Краткая характеристика разработанных сборников поэтического мультимедийного контента для изучения русского языка как неродного, методических рекомендаций и инструментальных средств
1.1. Объект апробации
1.2. Цель проведения апробации
1.3. Материалы для проведения апробационного семинара:
2. Цель и задачи проведения испытаний
2.1. Формирующая оценка
2.2. Констатирующая оценка
3. Инструменты и методы сбора информации
4. План мероприятий по проведению апробационного семинара
5. Задания для оценивания усвоения участниками обучающего семинара рекомендованных способов использования материалов первого и второго сборников поэтического мультимедийного контента и инструментальных средств поддержки проектной деятельности учащихся
5.1. Предварительное анкетирование
5.2. Промежуточное анкетирование
5.3. Итоговое анкетирование
5.4. Образцы работ участников семинара
1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗРАБОТАННЫХ СБОРНИКОВ ПОЭТИЧЕСКОГО МУЛЬТИМЕДИЙНОГО КОНТЕНТА ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК НЕРОДНОГО, МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ СРЕДСТВ
Электронный образовательный ресурс Разработка и внедрение мультимедийного контента материалов по русской поэзии XIХ–XX веков для изучения русского языка как неродного и формирования интереса к русскому языку через поэтическое слово содержит коллекцию электронных дидактических материалов для поддержки курса русского языка и литературы в полиэтнических классах общеобразовательных школ России, в национальных школах страны и русских школах за рубежом.
На сайте ресурса (http://inofon.rusobr.ru) и на диске размещен поэтический мультимедийный контент, распределенный по уровням образования:
· Первый сборник: ступень начального образования (1–4 классы);
· Второй сборник: ступень основного общего образования (5–9 классы);
· Третий сборник: ступень среднего (полного) общего образования (10-11 классы).
В состав сборников входят стихотворения из золотого фонда отечественной поэзии, включенные в учебные программы, учебники и учебные пособия по русскому языку, литературному чтению и русской литературе для начальной, основной и старшей школы. В дидактических целях поэтические произведения положены на музыку композитором Станиславом Коренблитом.
Каждое стихотворение снабжено мультимедийным окружением, которое призвано дать учителю разнообразный материал для организации работы с ним в классе, для ведения групповой проектной деятельности и формирования творческих индивидуальных домашних заданий. В состав мультимедийного окружения входят:
1) текстовые материалы: биографии поэтов, тексты стихотворений;
2) иллюстрации: репродукции портретов / фотопортреты поэтов.
3) аудиоматериалы: песня с вокальным исполнением; музыкальное сопровождение; аудио караоке;
4) примеры видеорядов для визуального сопровождения аудиокомпозиций: видеоряд с вокальным исполнением; видеоряд без вокального исполнения (караоке-версия).
Для организации проектной работы с использованием мультимедийного контента предлагаются инструменты – легкие в освоении и использовании бесплатные видеоредакторы:
· Movie Maker (для операционной системы Windows);
· Kdenlive (для операционной системы Linux);
· iMovie (для операционной системы Mac).
Методические рекомендации по использованию поэтического мультимедийного контента в обучении включают: краткое описание методических основ использования стихотворного и песенного материала на уроке и в проектной деятельности; характеристику основных приемов и способов работы с материалами данного типа в классе, в самостоятельной работе и проектной деятельности учащихся; универсальную технологическую карту учебного проекта; практические примеры.
Пошаговые инструкции для выполнения технологических процедур при организации занятий с использованием сборников произведений русской поэзии XIХ–XX веков знакомят со структурой поэтического мультимедийного контента, способами размещения его на своем компьютере, с инструментальными средствами (видеоредакторами) для поддержки проектной деятельности, примерами работы с ними.
В состав Первого сборника входят 45 стихотворений из золотого фонда отечественной поэзии, включенные в учебные программы, учебники и учебные пособия по русскому языку, литературному чтению и русской литературе для начальной школы.
В состав Второго сборника входят 65 стихотворений из золотого фонда отечественной поэзии, включенные в учебные программы, учебники и учебные пособия по русскому языку, литературному чтению и русской литературе для основной школы.
1.1. Объект апробации
Полное название: образовательный ресурс «Разработка и внедрение мультимедийного контента материалов по русской поэзии XIХ–XX веков для изучения русского языка как неродного и формирования интереса к русскому языку через поэтическое слово»
Состав:
1. Диск «Разработка и внедрение мультимедийного контента материалов по русской поэзии XIХ–XX веков для изучения русского языка как неродного и формирования интереса к русскому языку через поэтическое слово», включающий:
а) Первый сборник поэтических произведений для ступени начального образования (полная окончательная версия, которая будет доработана по результатам апробации)
б) Второй сборник поэтических произведений для ступени основного общего образования (промежуточная версия, которая будет дорабатываться, в том числе и по результатам апробации)
в) Методические рекомендации (неполная промежуточная версия, которая будет дорабатываться, в том числе и по результатам апробации)
г) Предлагаемые инструментальные средства поддержки проектной деятельности
2. Материалы на бумажных и электронных носителях:
а) Методические материалы по организации и поддержке проектной деятельности учащихся при изучении русской поэзии XIХ–XX веков (для ступеней начального и основного общего образования)
б) Пошаговая инструкция для выполнения технологических процедур организации занятий с использованием материалов Первого сборника русской поэзии XIХ–XX веков (ступень начального образования)
в) Пошаговая инструкция для выполнения технологических процедур организации занятий с использованием материалов Первого сборника русской поэзии XIХ–XX веков (ступень основного общего образования)
г) Инструкции по использованию инструментальных средств (бумажные иллюстрированные материалы и обучающие видеоролики)
3. Сайт проекта «Разработка и внедрение мультимедийного контента материалов по русской поэзии XIХ–XX веков для изучения русского языка как неродного и формирования интереса к русскому языку через поэтическое слово» (неполная промежуточная версия)
1.2. Цель проведения апробации
Целью проведения испытаний является оценка мультимедийного контента материалов по русской поэзии XIХ–XX веков для изучения русского языка как неродного. Оцениваться должно качество материалов, целесообразность их использования и методический потенциал:
· в качестве учебного пособия при проведении уроков русского языка в полиэтнической и национальной школе в 1–4 и 5–9 классах;
· в качестве опорного материала при подготовке к уроку учителя;
· в качестве опорного материала при подготовке к уроку ученика;
· в качестве основного учебного пособия при самостоятельной творческой (проектной) работе учеников – индивидуальной и групповой.
Также в ходе апробации должны быть выявлены недостатки мультимедийного контента материалов по русской поэзии XIХ–XX веков (технические, интерфейсные, методические и содержательные) для их последующего устранения.
1.3. Материалы для проведения апробационного семинара
а) Программа проведения апробационного семинара
б) Материалы первого и второго сборников поэтического мультимедийного контента
в) Инструментальные средства поддержки проектной деятельности учащихся на электронных носителях
г) Методические материалы
д) Комплекты заданий для оценивания усвоения участниками обучающего семинара рекомендованных способов использования материалов первого и второго сборников поэтического мультимедийного контента и инструментальных средств поддержки проектной деятельности учащихся
е) Раздаточный материал в бумажном и электронном виде
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОВЕДЕНИЯ ИСПЫТАНИЙ
2.1. Формирующая оценка |
Задачи, для решения которых предназначен ресурс |
Вопросы, на которые надо ответить в ходе оценки |
1. Обучение инофонов 1-4 и 5-9 классов предмету «Русский язык» |
1. Возможно ли использование ресурса в образовательном процессе в качестве поддержки традиционных (бумажных) учебников русского языка для русских?
2. Какие проблемы (технические, методические, методологические, психологические) возникли при работе с материалами ресурса?
3. Какие темы, разделы ресурса нуждаются в доработке?
4. Каких тем, разделов не хватает в ресурсе для полноценного использования его в обучении? |
2. Подготовка наглядных материалов к уроку учителем |
1. В каких формах могут быть использованы материалы и инструменты ресурса при подготовке учителем к уроку?
2. Какие материалы и инструменты ресурса представляются наиболее востребованными?
3. Какие материалы и инструменты ресурса оказались неудобными для работы?
4. Каких наглядных материалов (звуковых и иллюстративных) не хватает в составе ресурса?
5. Каких инструментов не хватает в составе ресурса? |
3. Подготовка учеников к урокам русского языка, подготовка докладов, сообщений, проектная деятельность |
1. Как вы оцениваете возможность использования материалов ресурса при подготовке учеников к урокам, при подготовке сообщений, докладов, в проектной деятельности?
2. Каких материалов не хватает для организации полноценной работы учеников? |
2.2. Констатирующая оценка |
Задачи, для решения которых предназначен ресурс |
Вопросы, на которые надо ответить в ходе оценки |
1. Обучение инофонов 1-4 и 5-9 классов предмету «Русский язык» |
Рекомендуют ли участники апробации использовать ресурс в обучении? В каком объеме? |
2. Подготовка наглядных материалов к уроку учителем |
Рекомендуют ли участники апробации использовать материалы и инструменты ресурса для подготовки материалов к уроку учителем? В каком объеме? |
3. Подготовка учеников к урокам русского языка, подготовка докладов, сообщений, проектная деятельность |
Рекомендуют ли участники апробации использовать материалы и инструменты ресурса в данном режиме? В каком объеме? |
3. ИНСТРУМЕНТЫ И МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ
При проведении апробационного семинара используются следующие методы сбора данных и инструменты:
1. Входное анкетирование.
2. Промежуточное анкетирование.
3. Итоговое анкетирование.
Для проведения анкетирования разработаны специальные анкеты – отдельно для каждого этапа. (См. материалы в разделе 5)
4. Образцы работ участников семинара.
4. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПРОВЕДЕНИЮ АПРОБАЦИОННОГО СЕМИНАРА
Первый день.
Утреннее заседание. 10.00 – 13.00
1. Вступительное слово: О проекте.
2. Входное анкетирование
3. Стихотворные и музыкально-поэтические произведения в обучении иноязычных учащихся российских школ языку, литературе, культуре. Лекция
4. Сборники поэтического мультимедийного контента и возможности их использования в обучении русскому языку как неродному. Лекция-презентация
Перерыв. 13.00 – 14.00
Вечернее заседание. 14.00 – 17.30
1. Структура ресурса и презентация поэтического мультимедийного контента
2. Самостоятельное знакомство слушателей с поэтическим мультимедийным контентом по алгоритму, предложенному в пошаговых инструкциях
3. Методический анализ примеров уроков, построенных на использовании мультимедийного контента материалов по русской поэзии XIХ–XX веков. Презентация и обсуждение. Планирование собственных уроков (по заданным моделям или в свободной форме)
Второй день.
Утреннее заседание. 10.00 – 13.00
1. Трудности, возникающие у инофонов при знакомстве с произведениями русской поэзии, и способы их преодоления. Лекция
2. Использование мультимедийного контента материалов по русской поэзии XIХ–XX веков в обучении инофонов фонетике, лексике и грамматике. Лекция-презентация
3. Использование мультимедийного контента материалов по русской поэзии XIХ–XX веков в обучении инофонов чтению и письму. Лекция-презентация
Перерыв. 13.00 – 14.00
Вечернее заседание. 14.00 – 17.30
1. Использование мультимедийного контента материалов по русской поэзии XIХ–XX веков в обучении инофонов аудированию и говорению. Лекция-презентация
2. Проектирование фрагментов уроков с использованием мультимедийного контента материалов по русской поэзии XIХ–XX веков. Консультация
3. Демонстрация и обсуждение фрагментов уроков, подготовленных слушателями.
4. Промежуточное анкетирование
Третий день.
Утреннее заседание. 10.00 – 13.00
1. Метод проектов как педагогическая технология для освоения мультимедийного контента материалов по русской поэзии XIХ–XX веков. Лекция
2. Методы учебного проектирования. Технологическая карта учебного проекта. Лекция-презентация
3. Инструментальные средства для организации проектной деятельности при изучении русской поэзии XIХ–XX веков. Демонстрация
Перерыв. 13.00 – 14.00
Вечернее заседание. 14.00 – 17.30
1. Методический анализ видеорядов в составе мультимедийного контента материалов по русской поэзии XIХ–XX веков
2. Самостоятельное знакомство слушателей с инструментальными средствами для организации проектной деятельности при изучении русской поэзии XIХ–XX веков и инструкциями по работе с ними
3. Проектирование собственных уроков с использованием мультимедийного контента материалов по русской поэзии XIХ–XX веков
4. Итоговое анкетирование
5. ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОЦЕНИВАНИЯ усвоения участниками обучающего семинара рекомендованных способов использования материалов первого и второго сборников поэтического мультимедийного контента и инструментальных средств поддержки проектной деятельности учащихся
5.1. Предварительное анкетирование
В ходе анкетирования предполагается оценить:
1. Потребность в предлагаемом ресурсе.
2. Готовность (техническая, психологическая, методическая) к использованию ресурса.
3. Предполагаемые результаты апробационного семинара.
Анкета (предварительное анкетирование)
1. Есть ли в классах, с которыми вы работаете, учащиеся-инофоны?
а) есть (желательно указать примерное количество)
б) нет
в) не знаю
2. Имеются ли в учебно-методическом комплекте, который вы используете, материалы по изучению русского языка и культуры через поэзию?
а) имеются в необходимом объеме
б) имеются, но в недостаточном количестве
б) не имеются
3. Достаточно ли того учебного материала, которым вы располагаете, для организации систематической проектной творческой деятельности учащихся?
а) вполне достаточно
б) не достаточно
в) такие материалы отсутствуют
4. Принимали ли вы когда-либо участие в апробациях, экспериментах, испытаниях новых средств обучения?
а) да
б) нет
5. Каково техническое оснащение класса, в котором вы работаете? (здесь может быть выбрано больше одного пункта)
а) компьютерный класс
б) компьютер на рабочем месте учителя
в) проекционное оборудование или интерактивная доска
г) микрофоны
д) колонки
е) наушники
6. Используете ли вы в своей практике преподавания электронные образовательные ресурсы?
а) использую часто (желательно указать какие)
б) использую время от времени (желательно указать какие)
в) не использую (желательно указать почему)
7. Каких изменений вы ждете от использования ИИСС? (здесь может быть выбрано больше одного пункта)
а) никаких
б) повысится практическая грамотность учеников
в) улучшится теоретическая подготовка учащихся
в) освободится время на уроке для творческих видов работы
г) меньше времени будет уходить на проверку тетрадей
д) меньше времени будет уходить на подготовку к уроку
е) другое (желательно указать, что именно)
5.2. Промежуточное анкетирование
В ходе анкетирования предполагается оценить:
1. Сложности, возникшие в ходе работы с материалами ресурса и пути их устранения.
2. Дополнительные варианты использования ресурса в образовательном процессе.
Анкета (промежуточное анкетирование)
1. Как проходит ваша работа с материалами ресурса?
а) успешно, проблем нет
б) в целом успешно, но есть проблемы (желательно указать какие)
_____________________________________________________________
в) плохо, потому что есть проблемы (здесь может быть выбрано больше одного пункта):
· сложность работы с материалами (желательно указать, что сложно)
· сложность работы с инструментами (желательно указать, что сложно)
· неполное соответствие материалов и инструментов ресурса потребностям и возможностям учеников (желательно указать, в чем несоответствие)
· другое (желательно указать, что именно)
2. Заинтересованы ли вы в продолжении апробации и в последующем использовании предлагаемых материалов и инструментов в обучении?
а) да
б) да, но сомневаюсь в результате
в) нет
г) другое (желательно указать, что именно)
3. Как, в каких формах работы вы могли бы использовать материалы ресурса? (здесь может быть выбрано больше одного пункта)
а) на уроках при групповой фронтальной работе, используя интерактивную доску или проекционное оборудование
б) в компьютерном классе при самостоятельной индивидуальной работе
в) в проектной деятельности учеников
г) на факультативных занятиях
е) другое (желательно указать, что именно)
4. Готовы ли вы применять рекомендованные способы использования материалов первого и второго сборников поэтического мультимедийного контента в своей педагогической практике?
а) да
б) да, но только некоторые из них (желательно указать какие)
в) нет
г) пока не знаю
д) я вижу и другие способы использования (желательно указать какие)________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Готовы ли вы применять рекомендованные инструментальные средства в своей педагогической практике?
а) да
в) нет
г) пока не знаю
6. Какие недостатки ресурса мешают вам в работе? (здесь может быть выбрано больше одного пункта)
а) всё устраивает
б) недостаточное методическое обеспечение
в) технические ошибки
г) содержательные ошибки
д) неудобство в использовании (неудобный интерфейс, другое, указать, что именно)
е) другое (указать, что)
7. Напишите свои пожелания к разработчикам ресурса (в свободной форме). Чего вам не хватает? Какие разделы не нужны? Как ресурс можно улучшить и т.п. _____________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5.3. Итоговое анкетирование
В ходе анкетирования предполагается оценить:
1. Сложности, возникшие в ходе работы с материалами и инструментами и пути их устранения.
2. Степень усвоения участниками обучающего семинара рекомендованных способов использования материалов первого и второго сборников поэтического мультимедийного контента и инструментальных средств поддержки проектной деятельности учащихся.
Анкета (итоговое анкетирование)
1. Как в целом прошла апробация ресурса?
а) успешно, проблем нет
б) в целом успешно, но есть проблемы (желательно указать какие)
_____________________________________________________________
в) плохо, потому что есть проблемы (здесь может быть выбрано больше одного пункта):
· сложность работы с материалами (желательно указать, что сложно)
· сложность работы с инструментами (желательно указать, что сложно)
· неполное соответствие материалов и инструментов ресурса потребностям и возможностям учеников (желательно указать, в чем несоответствие)
· другое (желательно указать, что именно)
2. Какие недостатки ресурса мешали вам в работе? (здесь может быть выбрано больше одного пункта)
а) всё устраивает
б) недостаточное методическое обеспечение
в) технические ошибки
г) содержательные ошибки
д) неудобство в использовании (неудобный интерфейс, другое, указать, что именно)
е) другое (указать, что)
3. Хотели бы вы использовать этот ресурс в дальнейшем?
а) да
б) нет
в) если будет возможность
4. Научились ли вы пользоваться материалами первого и второго сборников поэтического мультимедийного контента?
а) да, без труда
б) да, но с большим трудом (желательно указать, в чём состояли проблемы)
в) нет (желательно указать почему)
5. Научились ли вы использовать предлагаемые инструментальные средства поддержки проектной деятельности?
а) да, без труда
б) да, но с большим трудом (желательно указать, в чём состояли проблемы)
в) нет (желательно указать почему)
6. Смогли ли вы самостоятельно выполнить учебный проект на материале русской поэзии XIХ–XX веков в ходе обучающего семинара?
а) да
в) нет (желательно указать почему)
7. Готовы ли вы применять рекомендованные инструментальные средства в своей педагогической практике?
а) да
в) нет
г) пока не знаю
8. Напишите свои замечания и пожелания (в свободной форме).
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
9. Если в ходе работы с ресурсом вы обнаружили ошибки, неточности, некорректную работу ссылок и др., то перечислите их, пожалуйста, здесь.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5.4. Образцы работ участников семинара
В ходе рассмотрения образцов работ, подготовленных участниками семинара, предполагается оценить:
1) умение размещать на своем компьютере и использовать на практике материалы первого и второго сборников поэтического мультимедийного контента;
2) Умение участников использовать инструментальные средства поддержки проектной деятельности учащихся, самостоятельно выполнять учебные проекты на материале русской поэзии XIХ–XX веков.
Работы оцениваются экспертами и сохраняются в виде портфолио.
ФОРМА ОБРАТНОЙ СВЯЗИ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ УЧАСТНИКОВ
для участия в апробационном семинаре по проекту «Разработка и внедрение мультимедийного контента материалов по русской поэзии XIХ–XX веков для изучения русского языка как неродного и формирования интереса к русскому языку через поэтическое слово»