Слово и музыка
 

Разработка и внедрение мультимедийного контента материалов по русской поэзии XIХ–XX веков для изучения русского языка как неродного и формирования интереса к русскому языку через поэтическое слово

 

 

СЛОВО И МУЗЫКА

  Представляем методическую статью "Слово и музыка", автор С.С. Коренблит

   Коренблит Станислав Соломонович – композитор и исполнитель. Автор технологии создания музыкального произведения «Нотный портрет», которая нашла отражение в более чем 20 учебных пособиях для дошкольников и школьников, а также в учебно-методическом пособии для студентов педагогических вузов. Создатель музыки к стихам поэтов XVIII-XX веков (4 оперы, свыше 9000 песен, 26 виниловых пластинок, 132 магнитоальбома, свыше 30 CD-дисков); Лауреат конкурсов авторской песни и всероссийских фестивалей. Под руководством С.С. Коренблита выпущено свыше 200 альбомов с песнями разных исполнителей, авторов и музыкантов.

В 2009 г. и в 2010 г. его проекты получили Гран-при конкурса «Жемчужина российского образования», Дипломы победителя на Всероссийском профессиональном конкурсе «Инноватика в образовании» 2009 и 2010 г.г. и сертификат качества инновационной разработки в 2011 г. Под его руководством проходил четырехгодичный эксперимент «Синтез слова и музыки как средство эстетического воспитания» в 9-ти образовательных учреждениях г. Москвы, являющихся инновационными площадками федерального государственного автономного учреждения «Федеральный институт развития образования».

  

СЛОВО И МУЗЫКА

Часть I. Синтез слова и музыки в тезаурусе человеческой памяти

·              Введение

·              Песня и стихотворение – синонимы

·              Историко-педагогические аспекты триады слово – стих – песня

·              Классификация песен

·              Способ создания музыкального произведения «Нотный портрет»

 Часть 2. Синтез слова и музыки – способ запоминания и разновидность педагогической мнемоники

·              Введение

·              Синестезия, память, мнемоника, мнемотехника

·              Примеры применения мнемотехники

·              Техники запоминания

o   Запоминание любой информации

o   Запоминание текстов стихов

·              Примеры использования песен для запоминания

·              Поэты о музыке и её взаимодействии со стихом

·              Песенное и оперное творчество на аудионосителях в образовательном процессе

·              Музыка и песня в России

·              Великие философы, композиторы и поэты о музыке

·              О пользе пения стихов

·              Теоретики музыки о памяти

 

ЧАСТЬ 1.

СИНТЕЗ СЛОВА И МУЗЫКИ В ТЕЗАУРУСЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПАМЯТИ

 Введение

Субъективизация современной науки – не просто дань времени, но и естественное следствие развития культуры. Как же работать с этой субъективной составляющей, сохраняя при этом требования, присущие научно-ориентированному знанию?

Культура не может быть осознана и вовлечена в человеческую деятельность в полном объеме, идет ли речь об индивидууме или об обществе (можно говорить о поле ассоциаций, семантическом поле, понятийном ядре и т. д.). И не может пассивно воспроизводить объективные соотношения, неизбежно их переструктурирует.

Изучение этих процессов и вытекающих из них следствий может вестись с применением разрабатываемого в последние годы тезаурусного подхода. Он показал свою эвристичность в культурологии, в рамках которой формируется тезаурология – своего рода субъективная культурология. Результаты его применения в социологии, филологии и других областях гуманитарного знания публикуются уже более 10 лет.

Центральное понятие этого подхода – тезаурус. В Древней Греции тезаурусом (thesauros) называли сокровище, сокровищницу, запас. И в научной терминологии нашего времени – в лингвистике, семиотике, информатике, теории искусственного интеллекта и других областях знания – тезаурус обозначает некоторое особым образом оформленное накопление. В информатике и теории искусственного интеллекта обращается внимание на систематизацию данных, составляющих тезаурус, и на их ориентирующий характер. Именно такая характеристика тезауруса легла в основу содержания этого по понятия в общегуманитарном тезаурусном подходе: тезаурус – это структурированное представление и общий образ той части мировой культуры, которую может освоить субъект.

Тезаурус обладает рядом черт, характерных особенностей, из которых в первую очередь нужно выделить следующие:

·        неполнота любого тезауруса по сравнению с реальным развитием культуры, его фрагментарность, относительная непоследовательность; единство тезауруса, несмотря на фрагментарность составляющих его элементов, обеспечивается субъективно (внутренняя логика), в частности, через единство личности;

·        иерархичность, восприятие мировой культуры сквозь призму ценностного подхода; выделенные приоритеты составляют определенную подсистему – ядро тезауруса;

·        творческое пересоздание, переосмысление, вводящее герменевтический аспект в характеристику тезауруса;

·        ориентирующий характер тезауруса;

·        наличие родственных явлений в других тезаурусах, что ставит вопрос о генезисе тезаурусов;

·        разнообразие и изменчивость тезаурусов, множественность уровней освоения культуры, при наличии ядра – отсутствие четких границ;

·        действенность тезауруса, который влияет на поведение, другие проявления субъекта; воспитывающий (социализирующий) характер.

Нужно обратить особое внимание на то, что тезаурус (как характеристика субъекта) строится не от общего к частному, а от своего к чужому. Свое выступает заместителем общего. Реальное общее встраивается в свое, занимая в структуре тезауруса место частного. Все новое для того, чтобы занять определенное место в тезаурусе, должно быть в той или иной мере освоено (буквально: сделано своим).

Итак, сделаем акценты: не от общего к частному, а от своего к чужому, субъективная культурология, накопление, систематизация данных и т.д. и рассмотрим под заданным углом зрения понятие песня.

Песня и стихотворение – синонимы

Говоря о песне люди часто подразумевают стих (стихотворение) и наоборот, а говоря о певце – речь идет о поэте и наоборот.

Для начала необходимо исследовать сходство самих слов песня, стих, певец, поэт на уровне синонимов.

1. Различные названия интересующих нас слов, без учёта классификации, песен в словаре синонимов (от греч. synonymos – одноимённый) из самого большого словаря в мире В.Н.Тришина по количеству слов (289 тыс. слов) с синонимами и по количеству синонимов (толкований – 1197 тыс. слов) и близких по смыслу слов выглядят так.

 

Песня: айода (3), айтыс (1), альба (1), альборада (1), ария (5), баллада (2), баллата (1), баркарола (1), барыня (11), берсез (1), бульба (3), былина (5), варшавянка (1), величание (11), веснянка (3), вилланелла (1), вильянсико (1), виреле (1), виса (1), гаудеамус (1), гимн (11), глава (58), гомофония (4), гондольера (1), дайна (1), дойна (1), дума (13), застольная (1), имаё (1), йодль (4), каватина (2), калинка (2), камаринская (3), кант (9), кантата (2), кантилена (2), канцона (3), канцонетта (2), карманьола (3), карола (1), коломыйка (2), колыбельная (1), коляда (4), колядка (2), криманчули (1), крыжачок (2), лауда (1), лявониха (2), маджолата (1), мадригал (3), мандолината (1), марсельеза (2), меренга (1), мизерере (2), монодия (3), нения (1), ноктюрн (2) , ном (2), ода (6), олен (1), пассакалия (3), пассакалья (3), пасторела (1), пастурель (1), песенка (4), песнопение (2), песнопения (4), песнь (10), плач (15), псалом (5), рапсодия (2), распев (4), романс (4), руна (2), руны (2), сегидилья (3), серенада (2), сон (18), спиричуэлс (3), стихотворение (42), сутартине (1), фротолла (2), фроттола (2), хабанера (2), частушка (5), шансон (3), шансонетка (5), шаракан (1), шлягер (5), шумка (1), ыр (1), элегия (10), эпиталама (2), яблочко (4), янка (2)

Стих: абзац, (23), бурлеска (4), верлибр (2), вирш (1), гекзаметр (3), гептаметр (1), дольник (1), ирмос (2), кода (2), логазд (1), мысль (33), октаметр (1), пентаметр (2), пеон (7), полиметр (1), произведение (43), прокимен (2), рефрен (4), речовка (1), стихотворение (42), стишок (2), строка (7), строфа (14), тетраметр (1), триметр (1), тропарь (2), трохей (3), ударник (1), холиямб (2), хронограмма (1), ши (1)

 

Заметим здесь, что слова песня и стих имеют одинаковое количество толкований.

 

Стихотворение: акростих (1), буриме (2), восьмистишие (2), газель (6), георгика (1), двенадцатистишие (1), двустишие (3), кантата (2), канцона (3), касида (1), ксения (7),  мадригал (3), мезостих (1), монорим (1), моностих (2), ода (6), палинодия (2), пасторель (1), песня (95), пятистишие (3), рондель (1), рондо (2), секстина (2), сиджо (1), сонет (1), стансы (1), стих (31), стихи (11), стихотвореньице (1), тавтограмма (1), трехстишие (1), триолет (1), центон (1), четверостишие (6), шестистишие (2), эклога (4), экспромт (3), элегия (10), эпиграмма (5), эпиталама (2), эпитафия (3), эпод (1)

 

Для слова стихотворение слово песня является синонимом и наоборот. Слово песня имеет 95 толкований, а слово стихотворение (стих плюс стихи) – только 42!

 

Певец: акын (4), арион (2), ашут (4), аэд (2), бард (4), баритон (6), бас (12), бахиш (2), бахши (4), баян (12), боян (3), вагант (4), вокалист (3), гриот (6), гусан (4), гусляр (6), дискант (3), жирши (2), запевала (12), исполнитель (45), кантор (6), кифарет (6), кобзарь (2), козлодер  (1), паолан (2), лирник (2), любимец муз (6), мейстерзингер (2), менестрель (3), миннезингер (3), мутриб (1), орфей (1), певун (3), певчий (4), песельник (2), песенник (7), песнопевец (3), песняр (1), питомец муз (6), плакальщик (1), подпевала (4), поэт (44), псалмопевец (2), рапсод (5), распевщик (1), рок-певец (1), садко (2), сингер (1), сказитель (10), скальд (2), скоморох (20), слагатель (27), сладкопевец (1), служитель муз (6), солист (5), сэсэн (2), тенор (9), теноришка (1), трубадур (2), трувер (2), фонограмщик (1), хади (2), хафиз (2), хорист (2), шансонье (2), шпильман (4)

 

Поэт: акын (4), арион (2), ашуг (4), бард (4), бахши (4), баян (12), борзописец (28), боян (3), версификатор (27), виршеплет (24), кифаред (6), кропатель (28), кропач (3), лекист (1), любимец муз (6), мастер слова (2), мейстерзингер (2), менестрель (3), метроман (2), миннезингер (3), оллам (1), парнас (2), певец (67), песнопевец (3), пиит (4), пиита (23), питомец муз (6), поэтишка (26), рифмач (27), рифмоплет (26), скальд (2), служитель муз (6), стихокропатель (27), стихоплет (26), стихослагатель (26), стихослагатель (26), стихотворец (7), сэсэн (2), творец (14), трубадур (2), трувер (2), циклик (1), шаир (1), эпитафист (1).

        

        Из приведенного сравнения можно сделать выводы:

1.   Говоря о понятиях песня, стих, стихотворение, певец и поэт, мы ведем речь по сути об одном и том же.

2.   Само понятие песня появилось значительно раньше понятия стихотворение.

3.   Слова певец и поэт являются синонимами друг друга.

4. У слова поэт – 44 понятия, а у слова певец – 67, что подтверждает первородность песни и ее исполнителя и сочинителя – певца (у разных народов – свои названия, но суть одна и та же).

5. По синонимам слов песня и стих ясно, что первая – родитель, второе слово – дитя или стих – это песня без мелодии, а мелодия и стих – почти всегда песня!

6.     Песня и стих имеют одни и те же характеристики, одинаковые понятия, причем у музыки их больше: метр, ритм, такт, повтор (рефрен) и т.д.

 

Скачать полностью